Нетипичные советы для тех, кто только планирует открыть интернет-магазин
(если магазин уже есть, тоже почитайте)
Пока вы не сделали сайт:
— Подумайте или проконсультируйтесь со специалистами нужен ли вам интернет-магазин/ сайт или все же есть альтернативы. Особенно на старте бизнеса.Часто просят сделать, но при этом не понимают, как новая площадка встроится в маркетинговую коммуникацию бизнеса и будущего покупателя, как будет работать, захотят ли клиенты им пользоваться, или у аудитории есть альтернативы, где покупать товары вашей категории.

— Если маркетолог говорит сделать вот так и не соглашаться на полумеры, значит, делаем по-взрослому. Когда нет ресурса на суперкрутой большой сайт, специалист подскажет, как и деньги сэкономить, и идеи протестировать. Вы нанимаете профессионала, не стоит недооценивать советы этих людей и слушать приятеля Васю, потому что «Вася и сам своего рода предприниматель».

— А еще желательно сразу изучить конкурентов и отобрать понравившиеся сайты. При этом сайт должен не только понравиться внешне. Рекомендую встать на сторону клиента и попробовать сделать заказ у конкурента. Так вы поймете, какие у него условия доставки и оплаты, удобно ли найти эту инфу, где корзина, насколько легко выбрать и заказать товар. Попробуйте — узнаете много нового.

— Продумайте структуру и категории интернет-магазина, это поможет как внутренней навигации, так и поисковикам, и специалистам по рекламе. Да и вы не будете теряться, когда специалист спросит, в какую категорию отправить тот или иной продукт.

— Подытоживая предыдущие пункты — не тяните резину, разберитесь с вашим продуктом и маркетингом заранее. Грамотный маркетолог поможет все систематизировать или даст необходимый материал для самостоятельной работы (вот тут поставим ссылку на платный продукт — документ предпринимателя).

— Изучите вопросы, касающиеся эквайринга, касс, доставок, оплат, и правового поля в целом. А еще разберитесь с CRM и менеджерами. Нет, я не говорю бежать их нанимать. Первое время вы и сами способны обрабатывать заказы. Но вы должны понимать, как это работает, частично внедрить и написать должностные инструкции заранее, чтобы и вы не терялись, и не увязли в операционке при масштабировании.
Кстати, спросите у вашего специалиста про регистрацию домена, там много нюансов, с которыми надо разобраться до того, как вы купите этот самый домен.

PS. Можно, конечно, сказать, что я забегаю вперед, но, как показала практика, — если не делать все вовремя, потом получается операционный коллапс и до «простых и понятных вещей» руки не доходят, а вы теряете деньги и время.

— Еще в вашей CRM-системе предусмотрите работу со складом, если подразумевается, что товара будет много. Считайте, что много — это даже 15 позиций. Будет очень классно (нет), если ваш продукт выстрелит, но в определенный момент его не останется. Заказы будут идти, а вы даже не знаете, что товара — нет.

— Не экономьте на дизайнерах и в принципе на первой «упаковке» бренда, особенно когда вы стартап и вам нет даже года. Вы скажите «у меня нет 100к отдать Лебедеву», а я отвечу «заплатите маркетологу, чтобы он подобрал вменяемого студента-дизайнера и проконтролировал его работу».

Чем грозит тотальная экономия? Сливом бюджета и переделками, большими и по кругу. Дешевый специалист даже не скажет, что упаковка бренда должна быть в едином стиле и отзываться у аудитории.

Что будет дальше? «Сайтодел» сделает интернет-магазин как хочет, «визитчик» сделает визитки «как он видит», логотип нарисуют в вензелях, ремонтник выберет оборудование для торгового помещения на свой вкус, а продавец в магазине сам нарисует на листике А4 желтого цвета «СКИДКА -50% (прасентав)».

А где в этом процессе вы? Вы будете разрываться между всеми этими «прекрасными» людьми, пытаясь за ними уследить, а еще зашиваться с бумагами на отшивы/поставки и другими предпринимательскими делами. Кстати, хорошая упаковка на старте прослужит вам добрых лет 5, а то и 20, и за нее не будет стыдно. За это время вы заработаете денег и наймете команду Лебедева.

— Даже если вы все же решили делать интернет-магазин, не стоит «класть яйца в одну корзину», не забывайте про социальные сети, не надейтесь на всемогущий домен, и не надейтесь, что просто наличие интернет магазина сделает всю работу по привлечению клиентов.

Интернет-магазин — это только один из инструментов системы интернет-маркетинга, самостоятельно он не работает. Заведите социальные сети и ведите блог, будьте спонсором выставок и показов, занимайтесь пиаром, продумайте путь клиента и возможные точки касания аудитории с вашим продуктом: как и где вас можно найти, как ваш покупатель совершает покупку. Иногда даже правильнее завести социальные сети и подключить таргетированную рекламу, а потом запускать сайт (как в недавнем кейсе с моим клиентом «Тендер Линжери»), чем сначала запускать сайт, а потом подключать дополнительные каналы.
Вы все же сделали сайт и надо работать дальше:
— Одно из важных, но почти все забывают.
ПОДКЛЮЧИТЕ АНАЛИТИКУ!

Хотя бы Яндекс. Метрику и примитивный СRM Тильды. На этапе запуска проекта вам надо понимать, что в сайте отталкивает, что не работает, что работает, но не так, как хотелось. Какие кнопки покупатель видит или не видит. Даже простыми инструментами можно поправить очень большие косяки на сайте — за первый месяц работы ресурса.

У меня были случаи: проект работает пару лет, но не приносит денег — значит, бизнес говно (нет), я спрашиваю метрику — не подключено, куда падают заявки — на телефон менеджера. Ситуация «рука-лицо». Подключили, посмотрели месяц, в итоге — покупатели просто не видят нужных кнопок и не могут найти нужной информации. Вроде простая вещь, а не делают.

— Как бы странно не звучало, но не пускайте рекламу в первый месяц на «все что есть». Не вкидывайте сразу все бабки, которые есть, прошу! Очень популярная проблема после того, что предприниматель забыл расписать маркетинг, он еще забыл и бюджет просчитать. Бюджет надо заложить не только на закупку или производство, но и на аренду, поддержку сайта, рекламу, людей, и заложить бюджет не на месяц, а хотя бы на 3 месяца вперед. Как показывает практика — ни одна рекламная кампания не окупается в первый месяц, а только к 3−4 месяцу. Повышать рекламный бюджет надо постепенно — по мере тестирования гипотез, для масштабирования. Дайте алгоритмам возможность научиться продавать ваш продукт.

— Подключите дополнительные каналы коммуникации покупателя и вашего бренда: социальные сети, рассылки по почте и SMS, баннеры, таргет, контекст, пиар и другое. Пропишите путь клиента и точки касания, на основе этой информации выберите каналы коммуникации, посмотрите? что такое омниканальность, и внедрите у себя. Если на все это времени нет — мои контакты написаны и выше, и ниже.

— Еще разочек: аналитика и анализ. Продуктовый, технический, юзабилити. Тогда сайт начнет работать так, как вам дано, а покупатели будут им пользоваться.
Понравилась статья?
Есть вопросы? Задавайте!
Оставьте контактные данные, мы проведем анализ вашего бренда или товара и договоримся о консультации в удобное для вас время
Читать еще в блоге
Читать еще в блоге