MVP или «разведка боем». Как протестировать бизнес-идею быстро и без масштабных расходов?
Можно потратить годы на скурпулёзную проработку продукта, довести его до мнимого идеала, выпустить на рынок и увидеть, что он никому не нужен. По статистике 35% стартапов остаются у разбитого корыта, по одной причине — на товар отсутствовал спрос. То есть не потому, что он не дотягивал до уровня конкурентов, а потому, что в принципе был никому не нужен.

Чтобы не вложиться в мыльный пузырь, начинаем бизнес с выпуска продукта в формате MVP.
Можно потратить годы на скурпулёзную проработку продукта, довести его до мнимого идеала, выпустить на рынок и увидеть, что он никому не нужен. По статистике 35% стартапов остаются у разбитого корыта, по одной причине — на товар отсутствовал спрос. То есть не потому, что он не дотягивал до уровня конкурентов, а потому, что в принципе был никому не нужен.

Чтобы не вложиться в мыльный пузырь, начинаем бизнес с выпуска продукта в формате MVP.
MVP — что это такое и для чего нужно
MVP — что это такое и для чего нужно
MVP, Minimum Viable Product — это минимально жизнеспособная модель стартапа, в которой урезано количество функций, до главной, решающей проблему потребителя.

Для чего нужно MVP:
— проверить гипотезу и протестировать спрос;
— собрать честную обратную связь от целевой аудитории и внести изменения в продукт;
— поставить на место свой перфекционизм — можно годами заниматься «улушательством», но так и не выйти на рынок.

Считайте, что MVP работает как страховой полис: при минимальных расходах экономим время и деньги на бизнес-идее, которая, возможно, не найдёт своего покупателя.
Виды MVP: как тестировать бизнес-идею
Виды MVP: как тестировать бизнес-идею
1. «Консьерж» - способ подходит, если суть бизнес-идеи в автоматизации процессов.

Например, американский предприниматель Чак Темплтон основал в 1998 году компанию «OpenTable» — открытый стол, говоря по-русски.

Суть: компания занималась онлайн-бронированием столиков в ресторанах, билетов на концерты и т. д. На старте бизнеса предприниматель делал это вручную, без программного обеспечения. Кстати, идея бизнеса не упала с неба, а родилась в семье — жена Чака тратила несколько часов, чтобы забронировать столик для семейного торжества.

2. Разрозненный MVP — ещё его называют «поэтапный» — сложный продукт выпускают на рынок, используя готовые инструменты, которые собирают в систему. Для пользователя MVP выглядит единым организмом.

Например, сервис коллективных скидок «Groupon». Его основатель Эндрю Мейсон создал блог на WordPress, в котором акционные предложения публиковались и рассылались по электронной почте. Информацию о первой акции «пицца за полцены» в кафе на первом этаже, разослали по офисам в этом же здании. Никакого специального ПО, использовали только готовые инструменты. И только после того, как бизнес-идея показала свою состоятельность, стартап вложил деньги в разработку уникального софта.

3. Однофункциональный MVP — продукт с минимальный набором функций, которые решают задачу пользователя.

Например, всем известный WhatsApp вообще не создавался как мессенджер. В его тестовой версии была одна функция — возможность указать свой статус. Всё. Как на двери гостиничного номера повесить табличку «не беспокоить», так статус в WhatsApp показывал «занят», «на работе», «в спортзале». Функцию отправки сообщения ввели уже после того, как создатели заметили, что пользователи общаются статусами.
Как создать MVP
Как создать MVP
1. Определяем основную задачу продукта
Исходим из концепции Just to be done: какую работу выполняет продукт/идея для человека.
2. Анализируем рынок
С помощью Яндекс.Вордстат анализируем поисковые запросы, изучаем конкурентов и проводим интервью с целевой аудиторией: показываем и обсуждаем прототипы. Это может понять, без каких функций нельзя обойтись.
3. Сужаем целевую аудиторию
Не стоит создавать MVP для широкой ЦА. Утонем в объёме информации и противоречивых отзывов о продукте, и не поймём, что хорошо, а что надо срочно корректировать.

Составляем портрет ЦА:
— возраст;
— пол;
— семейное положение;
— дети;
— доход;
— интересы;
— психологические факторы, влияющие на принятие решения, факторы окружающей среды;
— боли, желания, потребности.
4. Проводим SWOT-анализ
Определяем сильные и слабые стороны продукта, возможности и риски. Это поможет оценить конкурентность продукта на рынке в текущих условиях и описать его.
5. Строим путь клиента
Смотрим на продукт глазами потребителя: что он должен сделать, чтобы купить? Путь клиента должен быть максимально простым и понятным. Сейчас, наверное, каждый вспомнил хоть одну бесячую попытку оплатить покупку через кривой сервис. Вот чтобы такого не было с вашим продуктом, строим путь клиента очень внимательно.
5. Выбираем основные функции MVP
Только самое главное, что решает задачу клиента.

6. Создаём и тестируем MVP
Для тестирования используем две группы:
1. знакомые и родственники;
2. настоящие живые пользователи.

Если с первой группой всё прошло хорошо, можно показывать товар реальным покупателям.

Пример из моей бизнес-практики
Бизнес — разработка и продажа кастомизированных блокнотов. Изюминка в возможности собрать блокнот/ежедневник/планинг/планировщик «под себя» в режиме онлайн.

MVP продукта — минимальный конструктор планера. В нём было:
— пять стандартных минималистичных дизайнерских блока, которые миксовались между собой;
— два вида обложек;
— один вид резинки;
— два вида скрепления (скрепка и пружинка).

Запуск в формате MVP был простой — через посевы среди друзей и «личные рекомендации» в тематических пабликах. В качестве посадочной страницы использовали гугл-форму, и уже позже сделали лендинг на Тильде.

Мы привлекли активную аудиторию, заработали ресурс на развитие, купили дополнительное оборудование и материалы. Начали масштабироваться — добавили новые виды обложек и блоков, увеличили ассортимент в десятки раз.

И как отдельное направление — 100% кастомизация с индивидуальной разработкой блоков под предпринимателей. Продукция пользовалось невероятной популярностью среди предпринимателей: швей на дому, мастеров по маникюру, руководителей мини-типографий, фотографов.
Понравилась статья?
У вас есть идея, но не знаете, с чего начать?
Оставьте контактные данные, мы проведем анализ вашего бренда или товара и договоримся о консультации в удобное для вас время
Читать еще в блоге
Читать еще в блоге